Отпуск

alewkar


Заметки Алевкара

Обо всём из моей жизни и не только


Previous Entry Share Next Entry
Система общественного транспорта Карлсруэ. Часть 2. Уличный трамвай.
Отпуск
alewkar
Часть 1. S-Bahn.
В первой части материала о системе общественного транспорта (ссылка), речь шла о S-Bahn Карлсруэ, т.е. о пригородном транспорте, в Карлсруэ представленном трамваями-поездами, движущимися в пределах города по рельсам обычного трамвая, а за пределами города – по железнодорожным рельсам. Во второй части я расскажу о более стандартном виде транспорта – уличном трамвае (нем. Straßenbahn или коротко Bahn, иногда Straba).

Трамвай маршрута №4 в Карлсруэ. Оригинал здесь

Немного истории (вольный перевод материалов из интернета, в основном, Википедии [1]).

Схема движения трамваев в 1885 году. Фото из Википедии

История трамвая в Карлсруэ началась в 1879 году, когда в городе впервые появилась конка, связывавшая площадь Gottesauer Platz (восток) и площадь Mühlburger Tor (запад). В том же году линию продлили на запад до городка Mühlburg (ныне район Карлсруэ, кстати место рождения создателя автомобиля - Карла Бенца), а также сделали ответвление от рыночной площади (нем. Marktplatz) к старому вокзалу, на месте которого сейчас находится Государственный Театр (нем. Staatstheater Karlsruhe). Эти маршруты до сих пор остаются основными для всего центральной части города. Еще через два года, в 1881, систему расширили на восток до городка Durlach (Дурлах, ныне район Карлсруэ), при этом эта часть линии обслуживалась локомотивами на паровой тяге.

Несмотря на стабильный рост числа пассажиров (с 1,6 млн. Пассажиров в 1882-м году до 3,6 млн. в 1899 г.), транспорт оказался убыточным и после смены нескольких владельцев, транспортное управление перешло в руки гиганта AEG, и с 1894 разрабатывался проект электрификации трамвайной сети. В итоге было решено не прокладывать электрическую сеть в самом центре, а запустить на этом участке трамваи с аккумуляторными батареями!.. Интересно, что сейчас, в 21 веке, такой вид транспорта бы считался чем-то суперсовременным, а в 1900 году такие трамваи колесили по Карлсруэ. Однако, в 1903 году трамвай Карлсруэ перешел в собственность муниципалитета, и электрическую сеть проложили и в центральной части города, и трамваи с аккумуляторами больше не понадобились. В последующие годы трамвайная сеть была расширена на близлежащие к центру районы: Oststadt (Остштадт), Weststadt (Вестштадт), Südweststadt (Зюдвестштадт)). Электрификация и расширение сети позволили увеличить число пассажиров до 15,9 млн в 1912 году.

Трамвай Карлсруэ в 1907 году. Фото из Википедии

Дальнейшему расширению трамвайной сети мешали железные дороги, пересечения с которыми были фактически невозможны. Но в 1913 вовремя подоспел перенос главного вокзала на южную окраину города. Но из-за Первой Мировой Войны расширение сети в южном направлении состоялось лишь к 1921 году. Тогда же пассажиропоток достиг 56,3 млн. пассажиров в год! В последующие годы сеть расширилась до Knielingen (Книлинген), Rintheim (Ринтхайм), Daxlanden (Даксланден) и в конце концов, до Rappenwörth (Рапенвёрт) – острова на Рейне, где в 1929 году был открыт бассейн на открытом воздухе, существующий и до сих пор, и пользующийся популярностью у местного населения. Конечно, в годы Великой Депрессии пассажиропоток заметно снизился, поэтому трамваи стали ходить реже, но при этом составы стали длиннее. Во время Второй Мировой войны число пассажиров выросло до 66 млн. в год. Кроме того, трамваи стали использоваться для перевозок продуктов (овощей и фруктов), а также почты между главпочтампом и вокз-алом. При этом фары и окна трамваев в военное время были затемнены, а сами вагоны покрашены в серый камуфляжный цвет. За время войны неоднократно были разрушены отдельные участки трамвайной сети, а также были потеряны 5 вагонов (3 из них без двигателей). Только к 1950-му году было восстановлено нормальное функционирование трамвайной сети в прежнем объёме.

К 1960-м годам трамвайная сеть находилась в тяжелом положении: уровень развития её находился на уровне 1930 года, вагоны были старыми, субурбанизационные процессы перенаправляли основные транспортные потоки из дальней периферии (не оснащенной трамвайной сетью) в центр, а конкуренция в виде личного автотранспорта и вовсе делала ситуацию почти безвыходной. Но вместо того, чтобы избавиться от этого убыточного вида транспорта, город стал его развивать. К 1980-му году 75% сети проходило по выделенным двухпутным линиям. К этому же времени уже были соединены трамваем с городом и новые районы: Waldstadt (Вальдштадт, 1960), Nordweststadt (Нордвестштадт, 1975), Rheinstrandsiedlung (Райнштрандзидлюнг, 1980) и, в конце концов, Oberreut (Оберойт, 1986) – ныне самый русскоязычный район города. Поскольку одновременно началось развитие трамваев-поездов, проезжащих через центр города (см. Часть 1), то появилась необходимость создания единой тарифной системы внутри города. Это проблема была решена при помощи создания транспортного объединения KVV (http://www.kvv.de) – ныне главенствующей организации над внутригородским и пригородным транспортом. Но не смотря на привлекательные цены, модернизированные трамваи и четко соблюдаемое расписание движения, пассажиропоток был низким – всего около 40 млн. человек к 1985 году. Но идея трамвая-поезда, растущие цены на топливо, сложности с парковочной ситуацией и большая осознанность граждан в экологических проблемах города влили новую жизнь в уличный трамвай. К 1995 году пассажиропоток вырос до 66 млн. человек! К настоящему моменту трамвайную сеть города расширили и в Wolfartsweier (Вольфартсвайер, 2004), Nordstadt (Нордштадт, 2006), а также в 2012-м году новый район города Südoststadt (Зюдостштадт).

Состояние сети в нынешний момент.
Чисто уличного трамвая имеется всего 7 линий [2]: с номерами 1-6 и 8.
Полная длина сети уличного трамвая – 71 км.
Такт движения на большинстве линий – 10 минут в дневное время, 20 минут в вечернее время; ночью после часа ночи заменяются ночными рейсами автобусов (об этом в другой раз!)
Большая часть остановок оборудована информационными табло с указанием времени прибытия поездов
Расписание движения трамваев (а также автобусов и S-Bahn) можно узнать на странице http://www.kvv.de/fahrplanauskunft.html – здесь можно также задавать не только остановки, но и произвольные адреса: система найдёт ближайшие остановки транспорта и рассчитает полный путь, включая пеший ход. Альтернатива – это система Deutsche Bahn (http://www.bahn.de), но там нужно точно знать название ближайших остановок. Зато можно рассчитать путь сразу от своей остановки до любой другой остановки в Германии. Удобная штука.
Полный пассажиропоток – 176 млн. человек (включая автобусы и S-Bahn).
Создана система Park & Ride – возле некоторых остановок на окраинах города оборудованы удобные парковки: жители, живущие вдалеке от трамвая и нежелающие платить большие деньги за парковку своего авто в центре города, могут на таких остановках легко и удобно пересаживаться на трамвай.
Большая часть [3] уличных трамваев (70 из 86) и большая часть остановок имеют безбарьерный доступ для инвалидов.


Современные уличные трамваи Карлсруэ (производства Сименс). Фото из Википедии
Хотя ездит по городу еще 18 «старичков»


Фото из Википедии
При этом, в ближайшее время всех их заменят на новые вагоны.
Тарифная система организована очень удобно, но этому вопросу будет посвящен отдельный пост.
Также отдельный пост будет посвящен перспективам дальнейшего развития системы, в частности так называемому "комбинированному решению" (https://de.wikipedia.org/wiki/Kombil%C3%B6sung_(Karlsruhe))

Источники
[1] https://de.wikipedia.org/wiki/Stra%C3%9Fenbahn_Karlsruhe
[2] http://ka.stadtwiki.net/Stra%C3%9Fenbahn
[3] http://www.kvv.de

Продолжение следует

  • 1
в субботу на 5, как будто села в машину времени))
дверца которую вагоновожатый открывает в ручную и сам сидит не в отдельной кабинке))

о-да, это точно машина времени!))) даже жаль, что скоро её полностью отправят в депо

  • 1
?

Log in

No account? Create an account